Пинегина Ирина Александровна, воспитатель в детском саду
Семинар-практикум «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Что же такое логическое мышление? Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Основная роль математики - это умственное воспитание, развитие интеллекта. Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи. А это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Известный психолог Л. С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития, обучение дошкольников, основанное на использовании обучающих игр. Игры математического содержания помогают: - воспитывать у детей познавательный интерес; -способность к творческому поиску; -желание и умение учиться; - желание достичь цели - например, составить фигуру, дать ответ, получить результат, стимулируют активность; -настойчивость; - самостоятельность; - проявление нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца). Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач. На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняется и закрепляется представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. Наряду с этими играми, детям даются логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме. В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления,например: Игры со счетными палочками Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Игры с палочками называют задачами на смекалку.Они объединены в три группы: Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: - по стороне (например, построить треугольник со стороной в 2 палочки); - по общему количеству палочек (например, построить треугольник из 6 палочек). Задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга). Например: - составьте два равных треугольника из 5 палочек, - составьте два квадрата из 10 палочек. Задачи на преобразование фигур, для решения которых надо убрать, добавить, переложить указанное количество палочек. Например: - в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы остались 4 равных квадрата; - составьте домик из 6 палочек, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок. Но начинать игры с палочками необходимо с более простых игр: составление предметных изображений: дом, кораблик, елочка и т. д. (по образцу, по замыслу). составление геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников, четырехугольников. как можно по-разному расположить, например, 4 палочки. Можно использовать логические задачи и упражнения (по З. А. Михайловой): на нахождение пропущенной (лишней) фигуры; на продолжение ряда фигур, знаков; на поиск недостающих фигур (поиск девятого); на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений Эти игры интересны детям, их увлекает результат - составить увиденное на образцу, или задуманное. Дети включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Игра «Танграм» (это древняя китайская игра) одна из несложных игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 10*10 см из картона (пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. Используются все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить огромное количество (несколько сотен) различных изображений по образцу и по собственному замыслу. Данная игра вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а так же нравственно-волевых качеств личности. К серии этих игр,так же относятся игры: «Волшебный круг» (круг делится на 10 частей, «Головоломка Пифагора» (квадрат делится на 7 частей, чем-то напоминает «Танграм», «Монгольская игра» (квадрат разрезается на 11 частей, «Колумбово яйцо» (овал делится на 10 частей, «Сфинкс» (прямоугольник делится на 7 частей, «Листик» (фигура, напоминающая форму листа растения, делится на 9 частей, Вьетнамская игра (круг делится на 7 частей изогнутыми линиями, Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей. Данные игры-головоломки или геометрические конструкторы долгое время служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть так же эффективным средством умственного, и в частности математического развития детей дошкольного возраста. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Вначале эти палочки дети используют как игровой материал, т. е. играют с ними, как с обыкновенными кубиками, создают различные конфигурации. А затем ребенка учат переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Блоки можно группировать,а далее классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине, цвету и др.Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством: объединение, пересечение и др. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным, «жизненным» материалом. Фольклор Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств. Овладение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку и в жизни. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность в суждении, владение умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения. Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и их зависимостей. Каждая загадка - это логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и к доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства в какой бы сфере он потом не трудился. Играя с детьми в математику, мы даем знания, не говоря об этом детям, давая знания, развиваем умственные способности, интеллект, а значит, готовим детей к школе. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс. Во время игровой деятельности активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие личности. Игра-это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально- закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей, памяти, мышления, логики у детей. Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления, помогают сделать учебно-воспитательный процесс интересным, увлекательным, создать радостное настроение, положительные эмоции, облегчают процесс познания. Так что же такое логическое мышление? Логическое мышление-это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать нужно прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Перед собой педагог ставит следующую цель и задачи для всестороннего развития личности посредством логико-математических игр: Цель: -способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей. Задачи: - создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления -развивать и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве -развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение -воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе. В своей работе для формирования основ логического мышления у дошкольников я использую следующие методы: 1.Наглядные. 2.Словесные. 3.Практические. 4.Игровые. В ходе систематического использования логико-математических игр дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, проводить аналогии и т.д. К средствам, развивающим логическое мышление относятся: 1.Разгадывание ребусов. 2.Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. 3.Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. 4.Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. 5.Загадки. Задачи – шутки. 7.Игры-головоломки. 8.Игры с счетными палочками. Рассмотрим некоторые из них. В своей работе я использую следующие логико-математические игры: Блоки Дьенеша. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Такие игры развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение. Игры с цветными палочками Кюизенера. Задачи: -учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры, измерять с помощью мерки; -развивать у детей представление о числе, комбинаторные способности; - познакомить с ориентированием;
Игра - головоломка «Танграм». Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Задачи: -развивать воображение, конструктивное мышление, сообразительность -формирование усидчивости и целенаправленности. Деревянные логико-математические пазлы. Задачи: -учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции; -развивать воображение, конструктивное мышление, сообразительность
Игры в шашки. Задачи: -развивать логического мышления и совершенствовать интеллект ребенка; -умение находить способы решения в сложной ситуации; -формировать усидчивость и целенаправленность. Заключение. Педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе. 5 августа 2022 в 11:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.