Пинегина Ирина Александровна, воспитатель в детском саду

Семинар-практикум «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышлениеМышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Основная роль математики - это умственное воспитание, развитие интеллекта.

Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи. А это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Известный психолог Л. С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития, обучение дошкольников, основанное на использовании обучающих игр.

Игры математического содержания помогают:

- воспитывать у детей познавательный интерес;

-способность к творческому поиску;

-желание и умение учиться;

- желание достичь цели - например, составить фигуру, дать ответ, получить результат, стимулируют активность;

-настойчивость;

- самостоятельность;

- проявление нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняется и закрепляется представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот»«Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает»«Что далеко, что близко»«Найди ошибки» и др.

Наряду с этими играми, детям даются логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления,например:

Игры со счетными палочками

Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Игры с палочками называют задачами на смекалку.Они объединены в три группы:

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек:

- по стороне (например, построить треугольник со стороной в 2 палочки);

- по общему количеству палочек (например, построить треугольник из 6 палочек).

Задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

Например:

- составьте два равных треугольника из 5 палочек,

- составьте два квадрата из 10 палочек.

Задачи на преобразование фигур, для решения которых надо убрать, добавить, переложить указанное количество палочек.

Например:

- в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы остались 4 равных квадрата;

- составьте домик из 6 палочек, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Но начинать игры с палочками необходимо с более простых игр:

составление предметных изображений: дом, кораблик, елочка и т. д. (по образцу, по замыслу).

составление геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников, четырехугольников.

как можно по-разному расположить, например, 4 палочки.

Можно использовать логические задачи и упражнения (по З. А. Михайловой):

на нахождение пропущенной (лишней) фигуры;

на продолжение ряда фигур, знаков;

на поиск недостающих фигур (поиск девятого);

на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Эти игры интересны детям, их увлекает результат - составить увиденное на образцу, или задуманное. Дети включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Игра «Танграм» (это древняя китайская игра) одна из несложных игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 10*10 см из картона (пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. Используются все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить огромное количество (несколько сотен) различных изображений по образцу и по собственному замыслу.

Данная игра вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а так же нравственно-волевых качеств личности.

К серии этих игр,так же относятся игры:

«Волшебный круг» (круг делится на 10 частей,

«Головоломка Пифагора» (квадрат делится на 7 частей, чем-то напоминает «Танграм»,

«Монгольская игра» (квадрат разрезается на 11 частей,

«Колумбово яйцо» (овал делится на 10 частей,

«Сфинкс» (прямоугольник делится на 7 частей,

«Листик» (фигура, напоминающая форму листа растения, делится на 9 частей,

Вьетнамская игра (круг делится на 7 частей изогнутыми линиями,

Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Данные игры-головоломки или геометрические конструкторы долгое время служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть так же эффективным средством умственного, и в частности математического развития детей дошкольного возраста.

Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Вначале эти палочки дети используют как игровой материал, т. е. играют с ними, как с обыкновенными кубиками, создают различные конфигурации. А затем ребенка учат переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Блоки можно группировать,а далее классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине, цвету и др.Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством: объединение, пересечение и др. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным, «жизненным» материалом.

Фольклор

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств. Овладение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку и в жизни. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность в суждении, владение умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.

Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и их зависимостей. Каждая загадка - это логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и к доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства в какой бы сфере он потом не трудился.

Играя с детьми в математику, мы даем знания, не говоря об этом детям, давая знания, развиваем умственные способности, интеллект, а значит, готовим детей к школе.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс.

Во время игровой деятельности активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие личности.

Игра-это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально- закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей, памяти, мышления, логики у детей.

Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления, помогают сделать учебно-воспитательный процесс интересным, увлекательным, создать радостное настроение, положительные эмоции, облегчают процесс познания.

  Так что же такое логическое мышление? Логическое мышление-это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

Лучше всего привычку логично думать нужно прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.

Перед собой педагог ставит следующую цель и задачи для всестороннего развития личности посредством логико-математических игр:

Цель:

-способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей.

Задачи:

- создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления

-развивать и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве

-развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение

-воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

В своей работе для формирования основ логического мышления у дошкольников я использую следующие методы:

1.Наглядные.

2.Словесные.

3.Практические.

4.Игровые.

В ходе систематического использования логико-математических игр дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, проводить аналогии и т.д.

К средствам, развивающим логическое мышление относятся:

1.Разгадывание ребусов.

2.Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

3.Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

4.Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

5.Загадки. Задачи – шутки.

7.Игры-головоломки.

8.Игры с счетными палочками.

 Рассмотрим некоторые из них.

 В своей работе я использую следующие логико-математические игры:

Блоки Дьенеша.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Такие игры развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение.

Игры с цветными палочками Кюизенера.

Задачи:

-учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры, измерять с помощью мерки;

-развивать у детей представление о числе, комбинаторные способности;

- познакомить с ориентированием;

 

Игра - головоломка «Танграм».

Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Задачи:

-развивать воображение, конструктивное мышление, сообразительность

-формирование усидчивости и целенаправленности.

Деревянные логико-математические пазлы.

Задачи:

-учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции;

-развивать воображение, конструктивное мышление, сообразительность

 

 

Игры в шашки.

Задачи:

-развивать логического мышления и совершенствовать интеллект ребенка;

-умение находить способы решения в сложной ситуации;

-формировать усидчивость и целенаправленность.

Заключение.

Педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей.  В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

5 августа 2022 в 11:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.