Пинегина Ирина Александровна, воспитатель в детском саду
Выступление на родительском собрании ТЕМА: «Кто такой Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса»В современном обществе все чаще говорят о ценности качественного образования. Право на образование представляет собой неотъемлемую часть жизни индивида в обществе. При этом образовательная среда нередко становится полем противодействия субъектов социума, его вопросов и конфликтных ситуаций. За последнее время, все чаще слышны разговоры о том, что при функционировании образовательного процесса обнаруживают факты нарушения прав участников процесса образования: учащихся, учителей, родителей или законных представителей учащихся. В связи с таким положением в средствах массовой информации все активнее стали говорить о введении в структуру образовательного процесса такого компонента образовательной среды, как Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. Несколько лет назад в СМИ обсуждался проект об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса, который получил одобрение большинства респондентов, участвующих в опросах и анкетировании. Позже такая должность официально появилась в образовательной среде российских школ. Актуальность исследуемого вопроса определяется тем обстоятельством, что введение Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса представляет собой разветвленную систему многофункциональной направленности, которая определяется как один из сильнейших и неформальных регуляторов в системе взаимоотношений и взаимодействия школа (педагоги, учащиеся) – дом (учащиеся, родители (законные представители)). Функционирование Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса поможет быстрому и рациональному решению возникающих конфликтов, что само по себе будет способствовать более тесному взаимодействию между школой и родителями, что позволить избежать многих конфликтных ситуаций. Цель работы - рассмотреть, проанализировать не только сущность деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, а также на конкретном примере проанализировать специфику его деятельности. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: дать понятие и сущность деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса; охарактеризовать основы и особенности деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.Методы исследования: изучение и анализ нормативно-правовой базы и специализированной научной литературы; опрос и анкетирование; сравнение теоретических и практических положений.Объект исследования - деятельность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (омбудсмена). Предмет исследования - степень необходимости омбудсмена в образовательном процессе. Практическая значимость: результаты работы можно использовать при освещении вопросов, касающихся понятия, особенностей деятельности омбудсмена в сфере образовательного процесса, а также вопросы его деятельности в ходе изучения темы «Образование» при изучении предмета обществознание. Понятие, сущность деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. В специализированной научной литературе сам термин «омбудсмен» в переводе обозначает «человек справедливости». В тех же источниках дается равенство понятий «омбудсмен» и «уполномоченный по правам человека». Из этого можно сделать вывод, что Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса можно называть «школьный омбудсмен». Впервые рассматриваемый термин появился в начале XIX века в Швеции. В Российской Федерации рассматриваемый термин «уполномоченный по правам человека» появился в середине 90-х гг. XX века. В начале XXI века подобная должность появилась в образовательной среде. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса представляет собой лицо, разбирающее конфликтные ситуации в ходе реализации образовательного права и образовательного процесса; наблюдает и защищает права и интересы участников образовательного процесса (учителей, учащихся, их родителей (или законных представителей); осуществляет реализацию основ правового воспитания подрастающего поколения, профилактические меры по предотвращению совершения учащимися противоправных деяний. Основным направлением деятельности школьного омбудсмена представлена защита прав детей и подростков. Характеристика Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Человек, назначенный на должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса должен обладать следующими качествами: нейтральность (не должен быть лично заинтересованным лицом в процессе рассмотрения поступивших жалоб или проведения по ним расследования; независимость (никто не должен указывать как, какими методами и в каких формах должен идти процесс рассмотрения жалобы); доверительное отношение к личности Уполномоченного со сторон - участников конфликта; обеспечение конфиденциальности лиц - сторон конфликта.В процессе организации своего рабочего процесса Уполномоченный опирается на нормативно-правовые акты, как российской, так и международной практики, которые определяют правовую основу его деятельности: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об образовании», Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Устав школы, Правила внутреннего распорядка и т.д.
6 августа 2019 в 11:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.